С наступлением экономического кризиса в 2008 году многие компании начали терпеть убытки. Любой регулярный бизнес в одночасье стал неэффективным. Все это дало толчок к организации такого предприятия, которое бы решало проблему дорогостоящей аренды офиса, особенно остро вставшую в это время. И ответом стали коворкинг-центры для малого бизнеса и фрилансеров, а также тех, кто вступил в их ряды, потеряв работу.
Сокращения в компаниях шли полным ходом. И порой люди, понимая, что новую работу в данных условиях им не найти, начинали собственный бизнес.
Они предлагали то, в чем разбирались лучше всего — свои услуги. Это явление развивалось и приобретало всё большую популярность, поскольку компании платили фрилансерам только за конкретный проект, что позволяло им значительно сэкономить. Таким образом, на рынок пришло большое количество «вольных художников» – потенциальные клиенты коворкинг-центров.
Первый коворкинг-центр в России – екатеринбургская «Башня». Затем идея стала распространяться по стране, наибольшая активность началась в Москве. Параллельно с этим наблюдалось следующее явление – большие, опустевшие в кризис офисные площади разбивали на «кусочки» – так их проще было сдать.
На российский рынок вышли международные сети офисов – Regus и Central Offices, также предлагающие в аренду отдельные рабочие места и маленькие оборудованные кабинеты. Компания Regus, например, предоставила рабочие пространства в различных бизнес-центрах класса А (ММДЦ Москва-Сити, Citydel, Смоленский пассаж и др.). Однако далеко не все маленькие компании, а тем более фрилансеры способны арендовать помещение такого класса. Поэтому стали появляться и более доступные варианты.
В 2009-2010 году в Москве появилось много коворкинг-центров. Большинство объектов представляли собой реконструированные административные здания с минимальной инфраструктурой.
В начале 2009 года была создана рабочая группа для организации офисного проекта Матриксофис на месте бывшего завода резинотехнических изделий. Проект создавался «с нуля» – разрабатывалось специальное оформление, целенаправленно закупалась подходящая мебель.
«В кризис часть площадей освободилась, и компания решила начать сдавать здесь офисы в аренду. Ремонт был значительный, производственные помещения мы переоборудовали в офисные. Провели интернет, телефонию, вентиляцию. По уровню ремонта, классу помещений, по их оснащенности, по нашему сервису мы приближаемся к классу B. Хотя по формальным признакам, таким, как старость здания, – это класс С», — комментирует историю становления компании генеральный директор Matrixoffice Владимир Колдаев.
Проект Matrixoffice вырос из двух идей – бизнес-интернет-кафе и коворкинга, которые были «подсмотрены» учредителем во время многочисленных поездок в Европу. Но идею коворкинга переработали. Ведь коворкинги в чистом виде — это стихийные объединение людей для совместной работы в офисе. Они спонтанны и неорганизованны. Аренда осуществляется вскладчину. И рано или поздно возникают проблемы: кто-то или не может или отказывается платить деньги. И фрилансеры снова оказываются на улице в поисках офиса.
«Для стабильной работы в офисе, где работают только фрилансеры и, по сути, офисом владеют все, и одновременно никто не отвечает за него, для четко слаженной организации работы необходим кто-то, кто будет отвечать за хозяйственную часть и будет решать проблемы. Особенно важно, чтобы был кто-то, кто будет закрывать вопросы, связанные с давлением чиновников», — рассказывает создатель Matrixoffice Сергей Николаевич Фесенко. – «Первый клиент Matrixoffice появился в мае 2009 года. В прошлом году к нам приходили клиенты-конкуренты, чтобы подсмотреть и изучить организацию бизнес-процессов».
Типичный клиент Matrixoffice сегодня — это фрилансеры, небольшой бизнес, филиал, точка продаж крупной фирмы или представительство иностранной компании.
По данным специалистов, доля офисов до 30 кв. метров в Москве на сегодня занимает не более 10% рынка офисной недвижимости. А это значит, что ниша коммерческой недвижимости для малого бизнеса и фрилансеров остается практически свободной. Небольшие компании и фрилансеры, которых становится всё больше в последнее время, формируют, в свою очередь, целевую аудитории коворкинг-центров и подобных офисов. Как итог, потенциальный спрос на предложение отдельных рабочих мест в офисе будет оставаться стабильным.
Материал размещен на http://www.office-m.ru/blog/matrixoffice-moskovskij-put-kovorkinga/